Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 28 Ноя 2020, 02:05

Детский сад №49"Жемчужинка"



Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
баннер 1
баннер 2
баннер

консультация для родителей

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения»

Подготовил воспитатель группы компенсирующей направленности Максимова Людмила Викторовна

          Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи и специализированного учреждения уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой, С. М. Хорош и др. Они подчеркивают, что дошкольный и младший школьный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Особенно важен этот период для ребёнка со зрительной патологией, так как познание окружающего мира необходимо осуществлять без зрительного контроля. Самостоятельно решить задачу он не может, а нуждается в систематической и постоянной помощи со стороны родителей. Они являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.

           Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.

          Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.

          В первом случае, родители, из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются всё сделать за него: кормят, одевают, умывают в таком возрасте, когда зрячие дети это делают сами; не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель, выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому; задаривают его игрушками, книжками, сладостями, стремясь этим смягчить, скрасить го жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребёнку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, развивают у него иждивенческие настроения, затормаживают развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.

        Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.

            Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных трудностей, встречаются с трудностями объективного характера: дети, привыкшие к постоянной помощи со стороны взрослых, отказываются от любой деятельности, которая требует от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.

    Все рассмотренное выше ставит педагогов образовательных коррекционных учреждений перед необходимостью поисков путей сотрудничества с семьями, имеющими детей с нарушениями зрения.

    В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, участие педагогов в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучение семей, их воспитательных возможностей, вовлечение родителей в образовательную работу специализированных учреждений.

Форма входа

Жемчужинка © Димитровград 2020